Название: Конспект занятия «Путешествие в прошлое лампочки»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, познавательная, Старшая группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №33 Звездочка
Месторасположение: г.Сокол Вологодской области

КОНСПЕКТ
Непосредственно образовательной деятельности
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
СТАРШАЯ ГРУППА
ТЕМА: «Путешествие в прошлое лампочки»

Программное содержание.

  1. Познакомить с историей электрической лампочки. Систематизировать знания о свойствах и действиях различных предметов-предшественников электрической лампочки.
  2. Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  3. Воспитывать интерес, желание больше узнать о жизни людей раньше.
  4. Активизировать речевую деятельность детей (обогащение словаря, построение сложных предложений, умение участвовать в разговоре).

Материал: ящик ощущений, лучина, керосиновая лампа, электролампочка, спички, различные светильники.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, скажите как вы понимаете слово путешествие? (Рассуждения детей).

Вывод: путешествия бывают разные, но всегда интересные и полезные.

Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, которое называется «Мир удивительных вещей».

Одна из этих удивительных вещей находится здесь, в этом волшебном ящичке. Что это за вещь вы можете узнать руками. Давайте попросим Машу узнать что там. Что это? Про такую удивительную вещь есть много загадок, вы их знаете. Давайте послушаем как точно в загадках рассказывается об электрической лампочке.

Ваня, твоя загадка:

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зажжется. Аня:

Висит груша,

Нельзя скушать.

Почему электрическую лампочку назвали грушей?

А я тоже знаю загадку:

Чудеса на потолке —

Повисло солнце на шнурке.

Про какие лампочки можно сказать, что они повисли на шнурке?

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом.

Почему так говорится? (Днем свет не нужен).

Вывод: вот какая удивительная вещь – электрическая лампочка: стеклянный пузырек
похож на грушу, внутри огонек, днем отдыхает, ночью все освещает.

Об истории появления электрической лампочки, о том, как люди освещали свое жилье, нам поможет узнать музей электрической лампочки. Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и со мной, не спеша, повторяйте:

Раз-два-три, повернись

И в музее окажись.

Вот мы и в музее. Дети, а какое основное правило есть в музее? (Экспонаты руками
не трогать). Подойдите сюда поближе и рассмотрите экспонаты. Какие предметы вы
видите? (Дети перечисляют). Вика, ты что увидела?

Докажите, что общего у этих предметов? (Зажигаются, освещают). Давайте присядем, поговорим о том, как человек придумал свет.

Давно-давно, когда человек жил в пещере, он научился разжигать огонь (показ иллюстрации), от него становилось светлее. Когда ему вечером или ночью надо было выйти из пещеры, он придумал факел. Я вам расскажу о нем. Факел- это большая палка, один конец ее обмотан тряпками или паклей, этот конец обмакивали в жидкость, которая хорошо и долго горит. С факелами ходили не только по улицам, но позже стали в замках освещать помещение. (Показ иллюстрации). Позднее, в крестьянских избах для освещения использовали это… .

Что это? Это просто щепка, заостренная на одном конце, ее называли лучиной.. Может, кто из вас видел лучину? Что ей делали? (Разжигали самовар). В избах лучину вставляли вот в это укрепление, оно по-старинному называется светец (повторение нового слова). Лучину делали из березы, она лучше горит. (Зажечь, показ). Обратите внимание: от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Может, ее оставить гореть? Потушим, чтобы не было пожара. (Стакан с ВОДОЙ).

Физминутка

Мы работали, устали,

Разом встанем, отдохнем

И опять рассказ начнем.

На раз – подняться – потянуться,

На два – согнуться – разогнуться,

На три — в ладоши три хлопка,

головою три кивка,

На четыре – руки шире,

На пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель: У меня здесь есть еще удивительные вещи, возьмите по одной. Что это? Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения жилья — свечи. Рассмотрите, потрогайте. Какая свеча на ощупь? Потрогайте ноготочком — какая она? Свечи делали из пчелиного воска и бараньего сала. Внутри свечки находятся крученые нити – это фитиль, его зажигают, потрогайте ниточки. Вы дома с родителями зажгите свечи и понаблюдайте, что же будет, а потом в д/с все расскажете. (Собрать свечи).

Человек стремился придумать более удобное освещение для своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновую лампу. Никто не видел такой лампы? Внизу у лампы чашечка, туда наливают керосин, вставляют фитиль из толстой нитяной ткани, а сверху вставляют стекло. Для чего стекло? Чтобы не обжечься, лучше освещало. (Показ зажжения, выдвижение фитиля).

Лучинка, свеча, керосиновая лампа, как думаете, они удобны для освещения?

Почему? (Коптят, быстро сгорают, мало света, может пожар быть, обжечься, руки занозить).

Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал электрическую лампочку. Она и сейчас

освещает наши квартиры. В наших домах различные светильники: на потолках

висят люстры, на стенах — бра, на столах – настольные лампы. А еще, какие знаете?

(Торшеры на полу).

Воспитатель: Вот мы сегодня с вами и узнали об истории электрической лампочки и о том, чем люди освещали свое жилье. Вы меня порадовали своими ответами. А сейчас пора из музея возвратиться в д/с:

Раз – два – три, повернись

В детском саду окажись.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 115» комбинированного вида

Конспект

Тема: «Путешествие в прошлое пылесоса»

Для детей (4-6 лет)

Подготовила воспитатель

Мурашкина Н.Ю.

Дзержинск – 2017 г.

Цель : формирование у детей интереса к прошлому предметов окружающих нас; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создаёт разные предметы для облегчения своего труда.

Методы и приемы: игровой, обращение к опыту детей, рассказ, вопросы, использование наглядного материала, поощрение.

Материал: п ылесос , предметные картинки.

Предварительная работа: наблюдение за трудом няни (помощника воспитателя», « Д\и «Кому что нужно для работы?» Хозяйственно-бытовой труд «Мы помощники в группе».

Мотивация: предложить помощь Незнайке

Дифференцированный подход: дети старшего возраста описывают пылесос по алгоритму (образец)

Подвести старших детей к выводу о том, что ко всему, что создано трудом человека и для благо человека, нужно относиться бережно.

Ход.

Ребята сегодня утром, я получила послание для вас от Незнайки. Вы знаете кто такой Незнайка?

Хотите узнать, о чем пишет Незнайка?

«Дорогие друзья мы решили написать вам т. к. сами не знаем, что же нам делать. Наши девочки из Цветочного города купили ковры, а как убирать их не знают. Помогите нам пожалуйста.»

Ребята поможем жителям цветочного городка? А как мы можем помочь?

(рассказать, научить, написать письмо)

Ребята, какой совет мы можем дать Незнайке? (Приобрести пылесос)

А вы знаете что давным - давно не было пылесосов . Как вы думаете чем убирали грязь с ковров. Предположения детей. (веником, щеткой) .

Люди, когда не было пылесоса выносили ковры на улицу и выбивали пыль простой палкой.

Как вы думаете это было удобно?

Люди придумали веник, а что такое веник из чего он сделан.

Веник - связка прутьев или веток, в большей степени используемый для подметания помещений.

Как вы думаете, людям стало легче, удобнее с веником, чем с палкой (предположения детей) .

Но человек не остановился на достигнутом, потом он придумал выбивалку она удобнее, чем палка. У неё очень удобная плоская форма, даже сейчас многие люди ею пользуются. А ещё изобрели щётку с ручкой для чистки ковров. Как вы думаете, это было удобно. А из чего сделана щётка.

И вот наконец человек придумал пылесос в 1860 году . Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает.

Но они выгляди совершенно не так как сейчас. В одном из музеев хранится экспонат пылесоса , его размер с ростом человека и им пылесосить нужно было непременно вдвоём: один крутил ручку, а другой собирал пыль с помощью метлы на длинном черенке.

Пылесос , сконструированный англичанином С . Бутом, был ещё солиднее. Его доставляли к дому клиента на двух лошадях - таким он был громоздким, а длина шланга составляла 250 метров. Представляете, какой грохот и вой сопровождали работу этого агрегата!

Но прошло много времени и теперь кроме своей основной обязанности - глотать пыль, он белит и красит потолки, лакирует мебель, машины, опрыскивает растения и даже моет пол. Вот такой замечательный помощник живёт в вашем доме. Подружившись с ним, вы быстро наведёте чистоту и порядок в своей комнате, во всём доме, чем порадуете своих родителей.

Физкультминутка.

Слоненок на колесиках

Ковер почистит носиком (наклоны вперед)

Длинным толстым хоботком

Собирает пыль кругом. (повороты вправо-влево)

Что под хобот попадет,

Все лети в его живот. (руки вверх, потягивание)

Ребята, я предлагаю вам рассмотреть пылесос и выяснить из чего он состоит

Пылесосы бывают разными : по названию, внешнему виду (показываю

рисунки пылесосов , по размеру. Но принцип устройства и действия у них

один. Рассмотрим основные части пылесоса

1) Корпус

2) Электрошнур с вилкой

3) Выключатель

4) Ручка (для переноса)

5) Колёса (для передвижения)

6) Всасывающий шланг

7) Трубки

8) Щетки для разных видов работ

9) Выходное отверстие

10) Пылесборник (показываю на пылесосе )

Когда пылесос включают , то вентилятор внутри пылесоса начинает

быстро вращаться. Через отверстие в щётке по трубкам и шлангу в пылесос

всасывается воздух вместе с пылью и мусором. Они остаются в пылесборнике , который находится внутри корпуса пылесоса . Чистый воздух выходит через выходное отверстие.

Дидактическая игра «чего не хватает?» Дети рассматривают картинки с предметами бытовой техники, находят недостающую часть, называют её, объясняют можно ли использовать предмет без неё.

Вывод. Ко всему, что создано трудом человека и для блага человека нужно относиться бережно. А что мы можем посоветовать Незнайке? Конечно пылесос ведь он очень удобный, но чтобы он долго служил, что надо делать?

Предлагаю нарисовать Незнайке пылесос и правила- схему: как ухаживать за ним.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 «Радуга» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район

Конспект ИОС по разделу познавательное развитие

для детей старшей группы

«Путешествие в прошлое пылесоса»

Воспитатель МБДОУ №18

«Радуга» г.Тихорецка

Ткачева Т.Г.

Программное содержание. Вызвать у детей интерес к прошлому предметов окружающих нас; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создаёт разные предметы для облегчения своего труда. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.
Материал. Пылесос, ТСО.

Ход ИОС

Воспитатель: Отгадайте загадку

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает… (пылесос)

— Ребята, а у вас дома есть ковры?

— А как дома у вас и чем убирают пыль и грязь с ковров? Ответы детей.

— А вы знаете, что давным-давно не было пылесосов. Как вы думаете, чем убирали грязь с ковров? Предположения детей.
— Люди, когда не было пылесоса, выносили ковры на улицу и выбивали пыль простой палкой. Как вы думаете, это было удобно? Ответы детей.
— Люди придумали веник. А что такое веник, из чего он сделан?
Ве́ник - связка прутьев или веток, в большей степени используемый для подметания помещений.
— Как вы думаете, людям стало легче, удобнее с веником, чем с палкой? Предположения детей.
— Но человек не остановился на достигнутом, потом он придумал выбивалку она удобнее, чем палка. У неё очень удобная плоская форма, даже сейчас многие люди ею пользуются. А ещё изобрели щётку с ручкой для чистки ковров. Как вы думаете, это было удобно? Ответы детей.

— А из чего сделана щётка? Ответы детей.

Физкультминутка.
Слоненок на колесиках
Ковер почистит носиком (наклоны вперед)
Длинным толстым хоботком
Собирает пыль кругом. (повороты вправо-влево)
Что под хобот попадет,
Все лети в его живот. (руки вверх, потягивание)
— И вот, наконец, человек придумал пылесос в 1860 году. Но они выгляди совершенно не так как сейчас. В одном музее хранится экспонат пылесоса 1900 года его размер одинаков с ростом человека 170 сантиметров и им пылесосить нужно было непременно вдвоём: один крутил ручку, а другой собирал пыль с помощью метлы на длинном черенке.
Пылесос, сконструированный англичанином С. Бутом в 1901 году, был ещё солиднее. Его доставляли к дому клиента на двух лошадях — таким он был громоздким, а длина шланга составляла 250 метров. Представляете, какой грохот и вой сопровождали работу этого агрегата!

Примерно в это же время российские журналы обошла реклама: на картинке - большой крытый фургон, запряженный парой лошадей. Через распахнутую дверцу фургона виден громоздкий механизм: металлические цилиндры, шестерни, маховое колесо. От него на балкон двухэтажного дома тянутся гибкие шланги. Их держат двое бравых усачей, выглядывающих из балконной двери. Текст был такой: «Чистим быстро и надежно! Не оставим ни одной пылинки!»

А в дома пылесосы переместились благодаря американцам. Первым был домашний уборщик компании Geier, выпущенный в 1905 году. Но по-настоящему знаменитыми стали изделия W.H.Hoover Company, которые и в наши дни являются эталонами традиционных пылесосов. В1908 году появилась — "Жестяная модель". Она была похожа на перевернутое оцинкованное ведро с приделанной к нему деревянной ручкой от швабры. Прикрепленный под ручкой метровый пылесборник (мешок из марли) снаружи был обшит сатином.

Производитель утверждал: пылесос не только превосходно удаляет пыль с пола и из щелей, но и "может использоваться для быстрой сушки волос". По сравнению с другими "вакуумными подметальными машинами" "Жестяная модель" была образцом компактности — инженерам удалось довести ее вес до 20 кг. Изделия конкурентов в это время весили больше 50 кг.

Уильям Хувер (W.Hoover) профинансировал разработку формы классического американского пылесоса: щетка, мешок и моторчик между ними, насаженные на одну ручку.

Но и европейцы не остались в стороне от пылесосной гонки. В 1912 году основатель Electrolux швед Аксель Веннер-Грен предложил заменить в пылесосах воздушный насос на вентилятор, благодаря чему массу бытового прибора сразу удалось уменьшить до 14 кг. Однако всемирную славу компании принесла Model V, появившаяся в 1921 году. Перемещающийся на колесиках металлический цилиндр, соединенный с всасывающей щеткой гибким шлангом и снабженный сменными насадками, практически до конца XX века копировали все производители бытовой техники.

Но прошло много времени и теперь кроме своей основной обязанности — глотать пыль, он белит и красит потолки, лакирует мебель, машины, опрыскивает растения и даже… Моет пол. Вот такой замечательный помощник живёт в вашем доме.
Подружившись с ним, вы быстро наведёте чистоту и порядок в своей комнате, во всём доме, чем несказанно порадуете своих родителей!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛУШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Путешествие в прошлое пылесоса

Подготовила:

МАДОУ «Золушка»

Брезгулевская Елена Борисовна

«Путешествие в прошлое пылесоса»

Цель: Уточнить знания детей о пылесосе.

Задачи:

Закрепить знания детей о предметах помощниках.

Познакомить детей с историей изобретения пылесоса.

Закрепить правила пользования пылесосом.

Развивать мышление, внимание, любознательность.

Ход НОД

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я предлагаю вам послушать историю о предмете, который у всех есть дома. Послушайте загадку и отгадайте, о каком предмете идет речь?

Он работник хоть куда!

Только пыль его еда!

Засосет к себе в живот,

И на улицу вернет.

Этот комнатный насос

Называют … (пылесос)

Воспитатель:

А вы знаете, что давным - давно не было пылесосов. Как вы думаете, чем убирали грязь с ковров.

Предположения детей (веником, щеткой)

Когда еще не было пылесоса, люди выносили ковры на улицу и выбивали быль простой палкой, как вы думаете, это было удобно?

Тогда люди придумали веник, а что такое веник из чего он сделан.

Веник –это связка прутьев или веток, в большей степени используемый для подметания помещений.

Как вы думаете, людям стало легче, удобнее с веником, чем с палкой? (предположения детей)

Но человек не остановился на достигнутом, потом он придумал выбивалку она удобнее, чем палка. У неё очень удобная плоская форма, даже сейчас многие люди ею пользуются. А ещё изобрели щётку с ручкой для чистки ковров. Как вы думаете, это было удобно?

Воспитатель, рассказывает детям, историю возникновения пылесоса сопровождая рассказ слайдами.

И вот, наконец, человек придумал пылесос в 1860 году. Но они выгляди совершенно не так как сейчас. Размер этого пылесоса был одинаков с ростом человека, и пылесосить им нужно было вдвоем. Один человек крутил ручку, а другой собирал пыль с помощью метлы на длинном черенке.

Пылесос, сконструированный англичанином С. Бутом в 1901 году, был ещё солиднее. Его доставляли к дому клиента на двух лошадях - таким он был громоздким, а длина шланга составляла 250 метров. Представляете, какой грохот и вой сопровождали работу этого агрегата!

Но прошло много времени, и человек изобрел современный пылесос, теперь кроме своей основной обязанности - глотать пыль, он белит и красит потолки, лакирует мебель, машины, опрыскивает растения и даже моет пол. Вот такой замечательный помощник живёт в вашем доме. Подружившись с ним, вы быстро наведёте чистоту и порядок в своей комнате, во всём доме, чем несказанно порадуете своих родителей.

Программное содержание. Вызвать у детей интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда.

Материал. Пылесос, предметные картинки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям: «Сегодня мы с вами понаблюдаем, как и чем наша Наталья Анатольевна (помощник воспитателя) чистит ковер в группе. Подойдем поближе и рассмотрим чудо-машину, которая помогает ей. Я неспроста сказала, что это чудо-машина. Посмотрите, какое волшебство происходит после того, как машина проедет по коврику. Что происходит? (Ковер становится чистым.) Как вы думаете, почему? Ну, конечно, весь мусор и пыль «глотает» эта чудо-машина. А как же она называется? (Пылесос.) Как вы думаете, легко работать пылесосом?(Легко.) Почему вы так думаете? (Потому что человеку нужно только ходить за пылесосом и управлять им, а весь мусор и пыль пылесос глотает сам.) Давайте рассмотрим пылесос. Это электрический прибор? (Да!) Почему? (Его подключают к электросети.) Правильно. Из каких частей состоит пылесос?»

Дети рассматривают пылесос и рассказывают, что он состоит из корпуса, шнура, трубки, к которой прикрепляются разные щетки, щетки и насадки нужны для того, чтобы собирать пыль с разных предметов в комнате (твердых и мягких), пыль собирается в мешочек и т. д.

Воспитатель. Ребята, а всегда существовал пылесос? (Нет.) Чем люди раньше убирали свои квартиры, чем чистили от пыли ковры, паласы и другие вещи?(Веником или щеткой подметали мусор.) А как с пылью боролись? (Вытирали пыль мокрой тряпкой.) А как чистили коврики? (Выбивали пыль специальными выбивалками, чистили снегом на улице.)

Вот предметы, о которых вы говорите. (Педагог показывает веники, щетки, выбивалки для ковров.) Как вы думаете, сейчас ими пользуются? (Да, если нет пылесоса.) Чем неудобен веник? (От него поднимается пыль, а потом оседает на мебель и все вещи в комнате.) А что вы можете сказать о щетке? (От нее тоже поднимается пыль.) Пылесос удобен? (Да. Он собирает и пыль, и мусор сразу.)

Правильно. А сейчас есть пылесосы, которые не только «глотают» пыль и мусор, но и моют различные предметы. Вы видели такие пылесосы? У кого есть такой пылесос дома?

Затем проводится игра «Чего не хватает?». Дети рассматривают предмет (бытовой прибор), находят недостающую часть, называют ее, объясняют, можно ли использовать предмет без нее. Таким образом они начинают осознавать, что отсутствие какой-либо части предмета затрудняет или даже делает невозможным его использование. Педагог подводит детей к выводу: ко всему, что создано трудом человека и для блага человека, нужно относиться бережно.



Россия – огромная страна

Программное содержание. Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Чтобы попасть из одного конца страны в другой, например из города Калининграда в город Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями.

Материал. Иллюстрации с изображением Москвы, родного города (поселка) детей, русской природы; карта России.

Ход занятия

В начале занятия звучит первый куплет песни «С чего начинается Родина» в исполнении М. Бернеса.

Воспитатель спрашивает у детей, в какой стране они живут, как называются люди, населяющие эту страну. В ходе беседы дополняет ответы детей. Рассказывает: «Наша страна – большая и красивая страна. Западная граница России начинается у побережья Баренцева моря, пересекает Балтийское и доходит до Черного моря. Южная граница России проходит от берегов Черного моря до побережья Японского моря. Большую часть территории России омывают моря. Морские границы России проходят в водах Тихого океана и его морей (Японского, Охотского, Беренгова). Северные границы проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского». Воспитатель сопровождает свой рассказ показом.

Проводится игра «Моя Родина». Воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя».


Реки чьи глубоки, чисты
И красивы берега?
Отвечайте без запинки -
(Это Родина моя!)



Горы снежные вершины,
Прячут ввысь за облака.
Что за чудная картина?
(Это Родина моя!)

Где поля и степь без края,
На цветах блестит роса.
Песни птиц, жужжанье шмеля?
(Это Родина моя!)

Лес, как царство Берендея,
В нем живут медведь, лиса.
А в тайге есть даже тигры.
(Это Родина моя!)

Где на севере морозном
Льдом сверкают берега.
А на юге – море, солнце.
(Это Родина моя!)

Где город города прекрасней,
А всех важней из них Москва.
Цвет флага – белый, синий, красный,
(Это Родина моя!)

Воспитатель сопровождает чтение показом иллюстраций, по теме каждого четверостишия. Обращает внимание детей на величие России, ее богатства. Просит детей подобрать слова, характеризующие Россию (красивая, бескрайняя, богатая, могучая, сильная).

Педагог вывешивает на доску иллюстрации, фотографии с изображением Москвы. Дети должны назвать город и сказать, что Москва – столица нашей Родины. Воспитатель сопровождает показ иллюстраций рассказам: «Кремль – это „сердце“ России, самая древняя часть Москвы. На территории Кремля находятся старинные соборы – Успенский, Архангельский, Благовещенский. В Кремле расположена резиденция Президента России. Кто является Президентом России? Главные праздники в России принято отмечать на Красной площади. Она находится рядом с Кремлем. Здесь устраивают военные парады, концерты. На Красной площади расположены известные всему миру собор Василия Блаженного, Исторический музей, Мавзолей В.И. Ленина, памятник Минину и Пожарскому. В память о погибших в Великой Отечественной войне в Александровском саду был зажжен Вечный огонь на могиле неизвестного солдата. В Москве находятся органы государственной власти, живет президент. Уже более трехсот лет Москва является столицей России. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий».

На доску вывешиваются фотографии родного города (поселка). Воспитатель интересуется у детей, знаком ли им этот город, как он называется и почему фотографии Москвы и родного города стоят рядом. Если дети затрудняются с ответом на последний вопрос, педагог говорит: «Наша Родина – Россия, а главный город – Москва. Мы гордимся нашей великой Родиной, но у всех людей есть и своя малая Родина. Это то место, где родился и вырос человек, где живут его друзья, где он ходит в детский сад, гуляет с друзьями во дворе. Родной город – это наша малая Родина».

Воспитатель благодарит детей за активную работу, поясняя, что именно такие чудесные ребята и должны жить и учиться в великой и гордой стране – России. Россияне должны гордиться своей страной, защищать ее, любить ее, прославлять своими достижениями и победами.