МБДОУ комбинированного вида № 12

Тема: Родительская любовь и воспитание.

В.А.Сухомлинский говорил:

"Там, где нет мудрости родительского воспитания,

любовь матери и отца к детям уродуют их».

Подготовила

Педагог-психолог Минчева О.С.

г.Алексин 2017 г.

Педагоги и психологи выделяют типы родительской любви

1.Любовь умиления . Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она приводит? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления его личностью, не знает понятий «нельзя», «надо». Ребенок не знает своего долга перед родителями, не умеет трудиться. Он не видит других людей с их желаниями и потребностями. У таких детей твердо складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и людям уже тем, что он просто живет на свете.

2.Деспотическая любовь.

У ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность.

В атмосфере мелких придирок, постоянных упреков ребенок ожесточается.

Это происходит из – за неумения родителями пользоваться своей властью.

Уважайте мнение ребенка, его детские желания.

3.Любовь откупа.

Родители видят свой долг только в обеспечении всех материальных потребностей ребенка.

В семье царит атмосфера духовной пустоты, убожества.

Чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать её материальные заменители.

Ребенку будут совершенно незнакомы сострадание, милосердие.

Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно всего лишь 17 минут.

Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время?

5 ошибок в воспитании:

1.Обещание больше не любить

Это одно из сильнейших средств в воспитании, но эта угроза родителями как правило не осуществляется.

2.Безразличие .

Не показывайте ребенку, что вам все равно, чем он занимается. «Кроха», немедленно начнет проверять, настоящее ли ваше безразличие, изначально совершая плохие поступки. Ребенок ждет, последует ли критика. Поэтому с ним нужно наладить дружеские отношения, даже если его поведение вас не устраивает.

3.Навязанная роль

Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям. При этом их собственные проблемы остаются нерешенными.

4.Нет времени

Если есть ребенок, надо и время для него найти.

Иначе он будет искать среди чужих людей родственную душу.

5. Слишком мало ласки

Дети любого возраста стремятся к ласке.

Она помогает ощущать себя нужными и придает уверенность в своих силах.

Безусловная любовь не зависит:

ни от внешности ребенка

ни от его достоинств и недостатков

ни от способностей

ни от сегодняшнего поведения

Известный американский хирург Роберт Мак сказал:

«Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития-12».

Любовь родителей - это:

возможность удовлетворять эмоциональные потребности ребенка.

Я вчера в углу стояла...

Я наказана была...

А за что мне вдруг попало?

Так понят ь и не смогла...

Я на папиной «Тойоте»,

У стекла, ближе к рулю,

Нацарапала отверткой:

«Папа!!! Я тебя люблю!!!»...

Нацарапала красиво,

фразу из красивых слов!

Разве это справедливо...

ставить в угол за ЛЮБОВЬ?

Марина Бокова
Консультация для родителей «Воспитание любовью»

Консультация для родителей "Воспитание любовью "

На что способен ваш ребенок, что у него получается, а что нет? Может быть, какие-то вещи он умеет делать лучше других. Не бойтесь поговорить и о том, что он умеет делать лучше вас, это не повредит вашему авторитету, напротив, подчеркнет вашу демократичность в отношениях с ребенком. Цель таких разговоров - учить его анализировать, оценивать себя. Но, к сожалению, родители чаще всего склонны замечать недостатки, а тому, что ребенок уже умеет, чем он овладел, приложив определенные усилия, уделяют мало внимания.

Не скупитесь на похвалу. Это придаст ребенку уверенность в себе и в том, что близкие люди ценят в нем умение и желание чему-то научиться.

Ведь похвала нужна каждому человеку. Разве вы сами не ждете оценки вашего труда, вашего положительного поступка, разве не обижает вас, когда ваши усилия остаются незамеченными? Похвала - важный механизм воздействия на психику. Она помогает самоутверждению, она сближает людей, она путь к душе другого человека. И даже если она чуть преувеличена (и мы это вполне осознаем, все равно она служит хорошую службу. Так если нам, взрослым, необходима похвала, то как же она нужна ребенку, который только еще вступает на трудный путь познания мира.

А одним из способов этого познания является для ребенка подражание взрослым. Это жизненно важно (и, кстати, очень ответственно для взрослых - быть образцом для подражания, так как только черезподражание дети перенимают социальный опыт, становятся людьми, учатся глубоким человеческим чувствам.

С малых лет мы учим малыша ходить, говорить, самостоятельно есть, одеваться, читать и т. д. А любить? Трудная задача, так как словами, увещеваниями, нравоучениями здесь ничего не сделаешь. Разве можно рассчитывать на положительный результат, сказав ребенку : ""Люби меня!"" Можно запретить что-то сделать, и он не сделает, можно сказать : ""Подойди ко мне!"", и он подойдет. Но предложить полюбить себя?

Механизм появления любви скрыт от человека. Ученые часто спорят над определениями, спорят они и о том, что такое любовь . Ее воспевают в стихах поэты , ей посвящают музыку и пишут картины, она вдохновляет каждого, кому повезло испытать это удивительное чувство. Но почему, встретив одного человека, мы проникаемся к нему этим особым чквством, а кдругому равнодушны? Загадка пока остается загадкой, но ведь чувство есть! И мы знаем наверняка : оно должно быть действительным, т. е. Оно должно выражаться в конкретных формах по отношению к обьекту любви. Мы любим своего ребенка и заботимся о нем, оберегаем его, ласкаем. А он? Он ведь тоже любит своих родителей . А вот выражать свою любовь часто не умеет , говоря педагогическим языком, он не владеет способами выражения чувств.

Таким способам ребенка можно обучить. Эта ""школа"" складывается из мелочей, каждодневно. ""Расскажи что-нибудь веселое, а то мне так грустно"", ""подай папе журнал"", ""давай обрадуем бабушку и подготовим ей сюрприз"" и т. д. и т. д. Способы выражения любви ""рассыпаны"" по всей нашей жизни, они во всех наших отношениях с людьми.

Проведите с ребенком такую игру. Посмотрите фрагмент какого-то фильма, отключив звук. Спросите малыша : как относятся эти люди друг к другу, почему ты именно так подумал? ""Читайте"" эмоции на рисунках, картинках, а затем и на лицах близких людей.

А самое главное - говорите ребенку, что вы его любите. Он должен жить в атмосфере счастья и любви близких ему людей и быть уверенным в том, что его всегда поддержат, а если и поругают, то за дело. Чем чаще вы будете говорить малышу о своей любви к нему, тем вернее, что он научится отвечать вам тем же.

Мы мало рассказываем детям о себе (а ведь надо знать объект любви) . О своем детстве, о своих друзьях, о своих удачах и неудачах, о том, из-за чего мы плакали или радовались, о первых прочитанных книгах и просмотренных спектаклях. Словом, о своей человеческой сущности, о своем отношении к миру. При этом не стоит стараться выглядеть в глазах ребенка таким приглаженным, непогрешимым, но и не нужно создавать противоположный образ, когда какой-нибудь неблаговидный поступок, плохая учеба, нарушения дисциплины представляются как великое достижение или геройство. Дети любят, когда родители рассказывают им о себе, в это время они как бы открывают для себя близкого человека. Такие минуты - практика любви и привязанности.

Очень интересно понаблюдать за играми детей, в которых они играют во взрослых, близких им людей. Как в зеркале вы увидите себя и свою семью, услышите такие знакомые интонации. Может быть, это заставит сделать полезные для себя выводы?

Стоит рассказывать детям о других, ""чужих"" взрослых, которые могут служить образцом. Сегодня некоторые педагоги и психологи, ратуя за воспитание свободной независимой личности, выступают против ""образцов"" в воспитании . Но возможно ли это? Можно воспитать человека без ориентира на какой-то образец? Подражание - своего рода путь социализации. Конечно, речь идет не о бездумном копировании, а о том, что, глядя на взрослых, ребенок как бы видит перспективу своего развития. ""Я тоже буду взрослым"". Постепенно складывается идеал человека, на которого ребенок хотел бы быть похожим. Задача в том, чтобы это был положительный идеал, поэтому, кроме того, что родители должны быть привлекательным образцом для школьника, нужно рассказывать детям о ""людях хороших"", об их жизни и делах и о том, что они оставили людям.

Вырастить ребенка, воспитать в нем человека , личность-задача нелегкая, очень ответственная, но бдагодарная. И пусть своего рода ориентиром для вас послужат замечательные свлова В. А. Сухомлинского :

""Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш"".

Человек есть то, что он любит и ценит. Все в этой жизни начинается с любви. Любовь – это все! Сколько существует человечество, столько и пытаются люди определить рецепт счастья. Порой жизнь человек проживает в ожидании его, а так и уйдет в мир иной, не испытав, что же это такое. Пожелание счастья – самое распространенное пожелание в официальных ритуалах и семейных праздниках. Но многие ли из нас могут назвать себя счастливыми? Увы! Мы разучились радоваться жизни, мы разучились любить. В этом причина наших несчастий, неуспехов, неудач. Чего вам больше всего не хватает в вашей жизни? Главный дефицит нашей жизни – любовь! Ее не хватает мужчинам и женщинам, взрослым и детям.

Информация к размышление: наши здания выше, но терпение короче; мы тратим больше, но имеем меньше; мы покупаем больше вещей, но меньше ими наслаждаемся. Наши квартиры становятся большими, а семьи меньшими; у нас больше удобств, но меньше времени. Мы приумножили свою собственность, но уменьшили свои ценности. Мы говорим слишком много, любим слишком редко, ненавидим слишком часто. Мы освоили внешний мир, но не внутренний; мы очищаем воздух, но загрязняем душу. У нас выросли доходы, но упала нравственность; мы гонимся за количеством, но теряем качество. Наше время – это время большого количества развлечений, но меньших радостей; большого разнообразия пищи, но неполноценного питания. Наши дома выглядят красочно с наружи, но в них живут разбитые семьи. (Из книги Е.В. Бачевой «Мой путь к себе»)

Вы кричите, топаете ногами, раздражаетесь по любому поводу, а это значит исчезла гармония души, ушли спокойствие, доброжелательность. Из вашей жизни ушла любовь.

Научиться любить – разве такое возможно? Возможно. Научиться выражать свою любовь под силу и мужчине, и женщине, и ребенку. Было бы желание. Как считает американский психолог Росс Кэмбелла, есть четыре способа выражения любви: глаза, физический контакт, слово и поступок.

Глаза – зеркало души. Издавна у нас существует эта поговорка. Именно по глазам мы узнаем настроение человека, его самочувствие, интерес или его отсутствие.

Второй способ выражения любви – это физический контакт: поглаживания, объятия, поцелуи. Быть нежным и ласковым – это такое простое умение любить. Где еще нашим детям научиться нежности и заботе? Только в семье.

Слова, слова… наш язык так богат, что казалось бы, с третьим способом выражения любви проблем нет. А жизнь говорит: «Есть!» Как часто признаетесь вы в любви своим близким? А ведь им так хочется знать, чувствовать, что их любят, что ими гордятся, ими любуются. Ребенок – тот же драгоценный сосуд, который ежедневно, ежечасно надо наполнять любовью. Если этого не делать, пустоту заполнять отрицательные эмоции: обида, злость, страх, недоверие. Живое то слово дороже мертвой буквы!

Любовь доказывай делом. Поступок – еще один способ выражения любви. Что отдашь – то и получишь. Бумеранг нелюбви, брошенный во времени, обязательно вернется к тому, кто его бросил. Радовать близких, должно стать нормой поведения каждого человека.

Любить умеет не тот, кто любит кричать о своей любви: у многих чувство выражается и словом и делом, у иного только делом, и, может быть тем сильнее, чем молчаливее (Н. Чернышевский).

Нельзя не сказать несколько слов о любви к себе. Любовь к себе – это вовсе не эгоизм. Любовь к себе – это ярко выраженное чувство собственного достоинства. Я люблю себя, и это значит, что я не могу нахамить, обидеть, сделать больно другому человеку. Любить себя – это не сидеть перед телевизором, а делать физические упражнения, читать, размышлять, медитировать. Любовь к себе гарантирует вам, что жизнь вы проживете счастливо: вы будите делать то, что именно вам предназначено на этой Земле. Любовь к себе – главная любовь на Земле. Именно она создает гармонию в вашей душе, ведет вас к успеху, дает вам состояться как личности, выстоять в любом несчастье. Дети уважают только тех родителей, которые имеют чувство собственного достоинства, умеют любить и ценить себя.

Человек не может любить другого, не любя себя, так как невозможно дать то, чего не имеешь, можно только сделать вид, что даешь. Тот, кто любит себя, мало болеет и долго живет. В православной религии любовь к себе начинается через любовь к БОГУ. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», говорится в Библии. Но, если мы говорим о любви к себе, причем же здесь любовь к другому? А при том, что если действительно есть любовь к другому, то, значит, есть любовь и к себе.

Кто не любит себя, у того произойдет замена любви на что-нибудь другое, к примеру, на уныние и всевозможные «страстишки» - от карточной игры, бесконечных посиделок и выпивок до любовных похождений. А почему человеком принимается эта замена? Потому что она заглушает, компенсирует душевную боль. Поэтому любимому человеку и своему ребенку мы должны говорить об их исключительности и потрясающей ценности, за которую они могут себя любить. Высокие оценки надо давать любимому человеку и в большом, и в малом. (В.Т. Лобин. «трудное счастье совершенства»).

Если вы сами не будите любить себя, то кто вас будет любить? Жалеть – да, будут, но любить – нет.

Система ценностей зрелой личности: Я (он + она) – ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ – ДЕТИ – РОДИТЕЛИ – РАБОТА – УВЛЕЧЕНИЯ, ДРУЗЬЯ. Если у пары выстроена правильная система ценностей, то дети будут гармонизироваться в этих полях и их судьбы будут счастливыми. Но часто ДЕТИ и РАБОТА нарушают систему ценностей, выходят на первый план и мешают счастливой жизни. Зрелая личность – это уверенный в себе человек, который уходит от насилия над собой и над окружающими. Смысл жизни заключается в возвращении к себе, к своей сути, к своему Богу. Для этого нужно раскрыть в себе свободу, любовь, мудрость, радость, счастье и реализовать его в жизни. Жизнь человека – это реализация себя. Не должны быть смыслом жизни дети, работа, религия. Чтобы жить со смыслом, нужно любить саму жизнь, во всех ее проявлениях, принимая все то, что она преподносит. Нужно больше внимания уделять себе. Раскрыть в себе радость, успех, здоровье, любовь и проявить эти качества в жизни. Именно этот путь принесет наибольшую пользу и вам, и детям. Нельзя детям дать то, что не имеешь сам. Не надо сильно отвлекаться материальными вопросами. Главное раскрыть себя. (А. Некрасов.) Любящий жизнь человек, ценит каждое мгновение, благодарит за простые радости жизни (за пищу, здоровье, любовь…)

Гармония с Миром и самим собой – это залог нашего физического и духовного благополучия жизни.

Будьте счастливы!

Используются материалы Е.В. Бачевой.

Центр родительского образования.

Семья была и остается главным центром становления и развития ребенка. Именно вы, родители:

Вводите малыша в мир человеческих взаимоотношений;

Учите отличать добро от зла;

Жить среди сверстников.

Отношения в семье - это образец для детей, которые в ней воспитываются.

Почти весь опыт жизни в обществе дошкольник приобретает в семейном кругу через подражание старшим. В этом возрасте подражания подкрепляется заостренным желанием ребенка поступать так, как мама, папа или другие члены семьи. Вы все хотите хорошо воспитать своих детей, но одного только желания мало. Для этого нужны знания!

В наше время вам, уважаемые родители, занятым профессиональной деятельностью, озабоченным материальным обеспечением семьи, не хватает времени:

Для систематического наблюдения за ребенком,

Для глубокого изучения его развития.

Меня очень беспокоит дефицит родительской любви , что наблюдается, к сожалению, с первых лет жизни ребенка.

Симптомы этой болезни следующие:

Ребенок часто грустит, капризничает или без причины кричит;

Намеренно делает глупости или же просто нарушает правила;

Часто болеет.

К сожалению, случается так, что:

Вы не умеете и не признаете нужным показывать ребенку свою любовь,

Не признаете значимость таких отношений,

Не хотите приобрести таких умений.

Поэтому хочется обратить ваше внимание, к этим проблемам и помочь Вам:

Лучше понимать интересы, возможности, переживания, поступки ваших малышей;

Ставить в них требования, соответствующие их силам и возрасту.

Поймите:

Ребенку нужны любящие мама и папа все 24 часа в сутки.

Не комплексуйте из-за того, что малыш забирает у вас все свободное время.

Для развития ребенку нужно:

Максимально эмоциональное и позитивное, насыщенное общение с родителями!!!

class="eliadunit">

Дух любви и тепла, которым полна детская комната, положительно влияет на здоровье малыша.

Но чрезмерная любовь может пагубно влиять на ребенка.

Коварная любовь - восхищение, когда:

Вы в восторге от каждого поступка ребенка,

Вы не задумываетесь над их сутью и возможными последствиями.

Чтобы в семье не вырос эгоист:

Учите ребенка замечать рядом с собой людей, у которых тоже есть свои чувства, желания, потребности, с которыми следует считаться;

Будьте мудрыми с детьми;

Будьте последовательными в момент негативных детских проявлений;

Умейте взглянуть на проблему с позиции малыша;

Стройте равноправные отношения, в которых одна правда и общее понимание добра и зла, которыми руководят взаимное, уважение и любовь;

При таких отношениях в семье невозможно применение «родительской власти», что очень часто становится непреодолимым барьером в налаживании отношений с членами семьи.

Чтобы в семье царило взаимное уважение и любовь придерживайтесь следующих рекомендаций:

Поощряйте самостоятельность своего ребенка.

Если ваш малыш нуждается в помощи, создайте такие условия, чтобы он сам нашел пути преодоления проблемной ситуации.

Не давайте готовых ответов - ваша помощь должна ограничиваться намеками, наводящими вопросами.

Отмечайте достижения ребенка. Отдайте предпочтение похвале, а не упрекам.

Не дополняйте одобрение поступков или поведения ребенка критикой.

Не пытайтесь ставить перед ребенком завышенные требования.

Не требуйте от своего ребенка больше, чем от себя.

Помните, что для ребенка положительный пример родителей значит больше их поучения.

Создайте для ребенка уголок, где будет его стол, полочки, игрушки, книги, карандаши краски, альбомы и другие предметы, необходимые для его самостоятельной деятельности, игры.

Расскажите ребенку как можно больше положительного о самостоятельности, любознательность, а также о детском саде, школе.

Помните, после 20 мин. занятий ребенку необходим перерыв, смена деятельности.

Не проводите развивающих занятий с ребенком поздно вечером.

Помните, для продуктивной деятельности ребенку необходимо спать 10 - 12 ч. в сутки, с учетом дневного отдыха (1- 1.5год.)

Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.

Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям , как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность - важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.